|
Сайт города Пскова
храмы пскова
Прекрасен храм Николы со Усохи (усохшей речки).
Он вобрал в себя все любезные псковичам приметы родного стиля:
красивой формы луковичная голова, кубический объем основного храма,
покрытие на восемь скатов, невысокие: придел с севера с малой
изящной главкой, звонница, асимметрично поставленная, обращенная
к Троицкому собору и Великой дороге; игра понижающихся скатов
на западе, и чудесное, волнообразное движение алтарных абсид на
востоке. Скромные украшения: псковский «поребрик — бегунец — поребрик»
надеты на шеи барабанов и полукружья апсид. Просто и сказочно
красиво!
Храм Василия, что на Горке, соседствует с Никольским,
— у него безупречно найденные, чисто — псковские пропорции. Великолепная
группировка архитектурных форм, постепенно собирающихся кверху.
Храм так естественно и просто «растет» на холме, что кажется созданием
самой природы. Символической частью ландшафта. Его точеная глава,
как пламя на конце свечи, обращена к небу.
Церковь Петра и Павла в центре, на берегу реки
Псковы, поставили еще в 14 веке, близ древнего кладбища — буя.
В 16 веке храм перестроили. Он получил 16 — скатное покрытие.
(Многоскатные кровли любили в Пскове, считалось, что третий Троицкий
Собор был перекрыт на 32 ската). Церковь сохранила нарядную храмозданную
надпись на барабане; ее мощная центральная апсида украшена валиковыми
разводами и чисто — псковскими, крохотными щелевидными окнами,
— такие же, наверное, были в стенах, башнях и вратах, при которых
стояла кончанская церковь Петра и Павла с Буя.
Колоритны псковские названия, точно указывающие
путь к храму: у самого берега Великой реки, на подъеме, у бывшей
переправы, стоит храм Георгия со Взвоза. Стройный, как воин, он
сохранил основу 15 века. На барабане храма ярко зеленеет поясок
из муравленых изразцов с уникальным орнаментом и изображением
невесть откуда взявшихся кентавров. Западный фасад ритмично нанизывает
на свою ось сначала притвор, а потом паперть с двухпролетной звонницей.
Храм приветливо обращен к главной улице города — реке Великой:
«То не лебедь выходила из реки
И вставала, белокрыла и легка —
Становили на Великой мужики
Церковь — крепость, словно песню, на века».
(Лев Малков).
Церковь Вознесения (Старого), без сомнения, тоже
псковитянка. Она стоит на пологом холме, подклет увеличивает ее
высоту: 3 небольшие апсиды, 8 — скатная кровля, придел — знакомые
черты. Но чуть — чуть меняются размеры храма, его пропорции стройнеют,
увеличивается стрела подъема главы — и весь его облик приобретает
изящную легкость, соответствующую имени Вознесения Господня, Храм
был центром парадного монастырского комплекса на месте встречи
чудотворных икон, владык, князей.
Интерьер Вознесенской церкви также тихо — исповедален,
искренен, прост, как все в Пскове. Уютен 4-х столпный храм с повышенными
подпружными арками, белеными стенами и рядами голосников в них
(для лучшей акустики); особая теплота есть в этом намоленном за
века Доме Божьем.
Среди псковских храмов были и совсем маленькие,
бесстолпные. Остроумная система сводов, пересекавшихся вверху,
позволяла освободить крохотные интерьеры от столпов, — так создавалось
волнующее ощущение Предстояния Тайне Божества, личностное, остро
переживаемое каждым верующим.
Две маленькие церкви в конце Окольного города
поставлены в честь Богородицы ЕЕ Рождества и Покрова ЕЕ защиты
над Псковом. Общая стена и замечательная звонница сделали их единым
храмозданием — это архитектурная летопись славной победы псковичей
над грозным войском Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581
— 1582 годах. Много раз Баторий пытался взять город то открытым
штурмом, то подкопами, то предательством, — но тщетно. «То истина,
что Псков или Шуйский (псковский воевода — Т. Ш.) — спасли Россию,
« — скажет много позднее о подвиге псковичей в «Истории Государства
Российского» знаменитый историк и писатель Н. М.Карамзин.
Память об этом хранится в названиях («У пролома»);
в самих крепостных сооружениях во главе с могучей Покровской башней.
Сумрачные проходы, боевые галереи, башни, лестницы, бойницы в
глубоких нишах и облик могучей, как Римский Колизей, многоярусной
башне с подземными йодами и слухами вокруг нее — все это способно
заворожить любого современного человека, оживляя тени грозного
прошлого. Тогда только самоотверженность псковичей («женки псковские
с малыми детками» тоже сражались на стенах города), да молитвы
(весь пол в соборе был омыт слезами, — пишет летописец) снискали
Пскову заступничество — Покров Пресвятой Богородицы со всем собором
псковских святых, — и отступили с позором «лихие градоимцы».
|
|