Сайт города Пскова
псковская крепость
Неприступен был этот город, стоявший на границе,
постоянно переживавший войны и ни разу не взятый в открытом и
честном бою. Воистину, как сказал сподвижник Батория, «не так
крепки стены, как крепок дух псковичей!»:
Но и стены были великолепны: 5 колец их общей
протяженностью 9 километров, 5 городов, составляющие Псков, —
делали его первоклассной крепостью, одной из лучших в Европе.
Даже река Пскова, вошедшая в город по мере его разрастания и прибавившая
еще один район — Запсковье, — ослабила, но — парадоксальным образом
— укрепила его оборону
Хитроумные псковичи поставили на реке так называемые
«Верхние и Нижние решетки», соединили береговые башни прочной
стеной с арочными проемами, с дубовыми, опускающимися решетками
в них и охраняли опасные участки денно и нощно — так что даже
по дну реки не мог пробраться вражеский лазутчик.
Оборону города завершает Гремячая башня, овеянная
легендами о спящей царевне и ее сокровищах. Но настоящие богатства
города Псков — в сказочной красоте его древности, в силе веры
и любви наших предков к своему городу.
А с Гремячей горы открывается великолепный пейзаж
— изгибы Псковы. храмы по ее берегам, «разговоры» их звонниц со
Святой Троицей.
Намоленность, духовная просветленность псковских
мест не умаляется даже их сегодняшним, далеким от прежнего совершенства,
состоянием.
Храм Богоявления с Запсковья (15 век). По красоте
композиции, по найденности пропорций , по живописной свободе постановки
многопролетной звонницы , по замечательному градостроительному
замыслу — настоящий grand art псковского искусства, его высокая
классика.
За пределами «богоспасаемого града Пскова» стояли
его знаменитые монастыри: самый древний из них, Мирожский, был
основан еще в домонгольские времена и сохранил величайшую святыню
всего православного мира — Храм Преображения Господня с греческими
фресками 12 века.
Мирожская живопись — всемироно известный шедевр,
созданный по заказу архиепископа Новгорода и Пскова Нифонта. Замечательный
дар навсегда ушедшей Византии и святителя Нифонта псковичи оценили
по- достоинству: «на камне сем» они воздвигли школу своего сомобытного
искусства.
На той же реке Великой, но с севера, через 150
лет псковичи воздвигли храм Рождества Богородицы в Снетогорском
монастыре. Процитировав Мирожу в архитектурном облике собора,
интерьер они украсили фресками в псковском духе.
Мощный «Страшный суд» с громами его пророчеств
«захватил» всю западную часть храма, создал грозовую атмосферу
«конца времен», которые для Пскова, жившего в постоянных испытаниях,
были не отвлеченной аллегорией, а живым, лично — искренним переживанием
каждого.
Путь псковской школы лежал в этом направлении
: иконопись 14-16 вв., фрески Довмонтова города (14 в.) и Мелетовской
Успенской церкви (15 в.) — блестящее тому подтверждение.
Заключение: покидая город по старой дороге, на
запад, оглянемся, как оглядывается на него церковь Успения с Пароменья
своей звонницей:
«Во Пскове диво — звонницы
Из тесаной плиты
Следы далекой вольницы,
Военной маеты».
(Олег Тиммерман).
Город разворачивается как богатырь, — но в нем
нет угрозы, это русский, открытый, приветливый и уютный город,
гостеприимно встречающий всех, приходящих с ДОБРОМ.
Добро пожаловать!
«Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет!
|